План объединения истории России

План объединения истории России

Прошло почти тысяча двести лет с того момента, когда восточнославянские племена обрели свою собственную государственность и положили начало формированию единой российской нации. На пороге уже 21-й век, а российский народ так и не обрел единство и монолитность - если этот процесс произошел бы, то не сомневаюсь, что сегодня Россия была бы ведущей мировой державой, а США, ЕС и Китай только мечтали бы быть с ней на одном уровне.

Символ России - двуглавый орел как нельзя лучше отражает современное состояние нашего общества. Две головы - два пути, два мнения, два лагеря, два диаметрально противоположных взгляда на прошлое, настоящее и будущее России. Одна голова смотрит на Запад, другая - на Восток. Одна зовет вперед в будущее, отбросив все старое и предлагая забыть его, другая же ратует за возвращение в прошлое. Две крайности, две равновеликие силы - выбор только за одной и консенсуса нет. И хоть головы две - тело то все равно одно - мнений много, но страна то у нас одна. А раз головы тянут тело в разные стороны- то тело не сможет сдвинуться с места - пока оно не разорвется пополам, либо не обретет одну голову взамен двух - на основе компромисса и синтеза. Но чтобы этот компромисс найти, для начала, необходимо обратиться к нашей истории: проанализировать все различия в точках зрения и попытаться найти не только какие-то общие позиции, но и те подходы, которые позволили бы сгладить все имеющиеся противоречия.

Если верить летописям, то первое Русское государство возникло в 882 г. путем объединения двух главных центров восточных славян - Киева и Новгорода. Причем на каждый из этих городов оказывали существенное влияние две разных культуры - на Новгород - Европейская, а на Киев - Византийская. А значит, уже в те времена на Руси зарождаются первые противоречия, которые не давали объединить до конца русский народ. Уже через два с половиной столетия Новгород окончательно отпадет от Руси и оформится как самостоятельная республика, формально признающая верховенство великого князя.

Второй значительный раскол в древнерусском обществе произошел в 988 г., после принятия на Руси христианства. Крещение Руси дало новое разделение - на христиан и язычников. Этот раскол не преодолен до сих пор, особенно если брать во внимание возросшее в последнее время количество язычников или родноверов.

Третье разделение грянуло в середине 12 века - когда Киев теряет значение координационного центра Руси. Русь фактически делится на 2 противоборствующих лагеря - Южная и Северо-Восточная Русь. Итог оказался печальным - в 13 веке Северо-Восточная Русь была завоевана монголами, а Южная оказалась под властью Польши и Литвы. Этот раскол в нации также до сих не преодолен, и три братских народа - русские, украинцы и белорусы - до сих пор разделены.

Четвертый раскол произошел в 15 веке, когда единая русская православная церковь разделилась на православных и униатов, которые в настоящее время составляют значительную часть украинской нации. Это еще сильнее усугубило разрыв русских и украинцев.

В том же 15-ом в Русском православии происходит еще один раскол, пятый по счету, на стяжателей (иосифлян) и нестяжателей, который в конечном итоге выливается в великий церковный раскол в 17 в. - на новообрядцев и старообрядцев.

Шестой раскол прогремел при Иване Грозном, учредившем в стране опричнину и разделившем страну на два лагеря - абсолютистов и конституционалистов. Идея «Третьего Рима» против идеи «Святой Руси». Централизация против децентрализации. Порядок против свободы. России против Руси. Империя против федерации. За прошедшие столетия это противостояние не только не сошло на нет, а наоборот возросло и возрастает с каждым годом.

Еще один раскол (седьмой) случился при Петре Первом, который провел в России элитную европеизацию, которая разделила страну на два лагеря - на две культуры, на два совершенно отличных социальных и культурных слоя. Славянофилы и западники. Крестьяне и дворяне.

И пока эти два социокультурных слоя решали, каким путем идти России и топтались на месте, инициативу перехватили социалисты и в 1917 г., совершив переворот, захватили власть в стране, разделив Россию, уже в восьмой раз, на 2 лагеря - белых и красных. Христиан и атеистов. Одни воевали - «За веру, царя и Отечество», другие - за мировую революцию и «за всю власть советам».

Через семьдесят лет Советский Союз рухнул, а общество в очередной (девятый) раз разделилось, но уже теперь на коммунистов и демократов. Справедливость или Свобода. Восток или Запад. Советский Союз или Россия.

Последний крупный раскол (десятый) произошел в стане победивших демократов - на либералов и консерваторов. Перемены или традиции. Союз с Европой или против нее. Все нещадно разделяет наше общество.

Чтобы сегодня объединить российское общество, для начала необходимо объединить наше прошлое - нашу историю - в одно целое, подобрать ключики к этому единству. Только после этого можно думать о построении единой нации в современной России.

План объединения Истории России.

1) Объединение «западников» и «славянофилов» в синтезированную «евразийскую идеологию». Т.е., надо рассматривать Россию с самого своего зарождения как «евразийскую державу», а многонациональный народ России, как «евразийский суперэтнос» под эгидой русского народа, который все этносы объединяет в монолитное целое. Мы не Европа и не Азия - мы синтез, мы Евразия.

2) Деидеологизировать историю, то есть смотреть на нее как на процесс. Такие весомые события, как монголо-татарское нашествие или Октябрьская революция, не должны рассматриваться с положительной или отрицательной точки зрения. Они должны считаться естественными процессами в истории государства и народа, которые обусловлены естественными причинами, как в «живом организме».

3) Историю необходимо преподносить не как историю государства, а как историю народа. Уделять больше внимания не только политической и экономической, но и социальной сфере в истории народа. И чем больше мы будем рассматривать историю российского народа с социальной стороны, тем меньше она будет идеологизирована.

4) Стараться не делить исторических персонажей на положительных и отрицательных. Нескольким общепризнанно знаковым фигурам (которые воспринимаются положительно у абсолютного большинства населения) надо придать эдакий статус «отцов-основателей», как в США. Например, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Третий.

5) Крах Российской империи в 1917 г. и Советского Союза в 1991 г. считать трагедиями исключительно геополитического характера.

6) Стараться меньше упоминать о Ленине - чем больше он будет придаваться забвению, тем быстрее объединится разделенное общество. Нельзя называть октябрь 1917 г. «Величайшей трагедией России», ведь само слово «величайший» возвеличивает Ленина. Лучше уделять больше внимания Февральской революции - считать ее очень важным историческим событием, а Октябрьскую революцию всего лишь следствием ее. Сняв с Ленина «венец величия» и принизив значение коммунистов, без яростной критики их, можно будет объединить историю российского народа в единое целое, с которым будут согласны все.

Сергей Мосоликов,
обозреватель mestnye.ru