Дмитрий Вятчин: Президент Д.А. Медведев за развитие экологической культуры молодёжи

16.06.2010, Трибуна
Дмитрий Вятчин: Президент Д.А. Медведев за развитие экологической культуры молодёжи

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев поручил Правительству ввести обязательный учебный курс по предмету «экология» в рамках школьного образования. Данное решение Президент прокомментировал следующим образом: «Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».

В настоящее время в средствах массовой информации большое внимание уделяется проблеме загрязнения окружающей среды. В частности, остро стоит вопрос о дальнейшей судьбе Байкала – жемчужины мира, самого крупного на планете хранилища пресной воды. Тем не менее, несмотря на широкое освещение экологических проблем, отношение к ним в обществе далеко не однозначное.

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина респондентов (47%) не хотят принимать участие в деятельности общественных организаций, занимающихся проблемами экологии, только 7% опрошенных когда-либо занимались природоохранной деятельностью (данные 2009 года). Эти данные свидетельствуют о том, что принцип «хочешь изменить мир – начни с себя» у значительной части населения нашей страны отклика, к сожалению, не находит.

Подобная ситуация является недопустимой. Необходимо активно прививать ценности, связанные с экологической культурой человека и общества в целом. Есть основания считать, что упомянутая выше инициатива Президента позволит это осуществить. Со стороны некоторых работников сферы образования, в том числе школьных учителей, решение встретило критику. Они заявили, в свою очередь, что в ходе преподавания таких предметов, как природоведение, география, биология учащиеся получают знания, связанные с экологией. Кроме того, экология уже внесена как обязательный предмет в базисный учебный план московских школ. На первый взгляд, аргументы имеют справедливое обоснование. Но подобные заявления по своей сути не совсем верны. Безусловно, ребенок в средней общеобразовательной школе, так или иначе, получает некий объём знаний об окружающей среде. Но в данном вопросе мы можем провести аналогию с другим школьным предметом. Так, априори предполагается, что патриотическое воспитание молодёжи должно закладываться на уроках истории. Проблема, однако, состоит в том, что учителя постоянно испытывают нехватку учебных часов, ведь первоначальная задача учащихся - освоить учебный материал. То же самое касается и учителей географии и биологии. Вне зависимости от их желаний и стремлений, перед ними стоит задача – пройти с учениками определенный комплекс тем, предусмотренных программой. Экология же как учебная дисциплина будет направлена именно на формирование и развитие экологической культуры, на борьбу с безразличием в отношении окружающей среды. В связи с этим важно отметить следующее. Требования, предъявляемые к современному образованию (в России и во всем мире) предусматривают, что конечным результатом обучения должно стать обретение определенных знаний, применимых на практике. Иными словами, получив «аттестат зрелости», гражданин России должен не просто знать курс естествознания. Он должен уметь ориентироваться в проблемах окружающей среды, использовать полученные знания в жизни. Касаемо утверждений о том, что экология уже включена в учебный план московских школ в качестве обязательного предмета, необходимо отметить, что подобное решение было принято отнюдь не во всех регионах Российской Федерации.

Благодаря инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева преподавание курса должно стать повсеместным. Как известно, мировоззрение, система ценностей закладываются у человека в детстве. Школа призвана заниматься не только образованием ребенка, но и его воспитанием. Так же, как гуманитарные предметы развивают культуру человека, так и экология формирует у подрастающего поколения ответственное отношение к той среде, в которой молодые люди живут. Древнегреческий философ Аристотель в свое время сравнил сознание ребенка с «белым листом» («табула раса»). От того, что будет «написано» на этом «листе», зависит и экологическое будущее нашего Отечества.

Таким образом, можно выразить надежду, что решение Президента получит одобрение в нашем обществе. Будем надеяться, что все критические заявления - всего лишь эмоциональное противодействие различным нововведениям, присущие отдельным лицам, но не большинству граждан России.

Дмитрий Вятчин,

обозреватель mestnye.ru